
Как обычная компания в Приднестровье стала государством в государстве и сосредоточила в своих руках 60% экономики целого региона? Почему за три десятилетия Кишинев так и не смог (или не захотел) остановить гигантский поток контрабанды у себя под боком? Как выходцу из советских спецслужб удалось построить многомиллиардную империю в регионе без выхода к морю и полезных ископаемых? И что такое «молдовская двухрядка» и в чьих интересах на самом деле работает сложная игра вокруг Приднестровья?
Я давно изучаю сложные политические и экономические узлы на карте Восточной Европы, и ситуация вокруг Приднестровья остается одним из самых показательных примеров. Это пример того, как теневая экономика и контрабанда могут быть успешно конвертированы в реальное геополитическое влияние.
Что скрывается за названием «Республика Шериф»?
Многие ошибочно полагают, что прозвище «Республика Шериф» связано с какими-то правоохранительными органами. В реальности всё иначе. Это название гигантского холдинга, которому принадлежит, по различным оценкам, около 60% всей экономики непризнанного государства. Сеть супермаркетов и автозаправочных станций, мобильный оператор, нефтебаза, телеканал, множество заводов и крупнейший банк — всё это составляет империю «Шериф». Фактически, эта компания и есть экономика Приднестровья.
Источник доходов: не промышленность, а тень
Здесь нет богатых месторождений полезных ископаемых или развитой тяжелой промышленности, нет выхода к морю и даже своего аэропорта. Вся связь с внешним миром, включая Россию, осуществляется через территорию Молдовы. Именно в этом парадоксе и кроется разгадка феномена.
Основой для становления «Шерифа» стала крупномасштабная контрабанда. Все остальные виды бизнеса, как отмечают многие аналитики, являются вторичными.Как писали эксперты на сайте «GOLOS.EU», на протяжении тридцати лет Кишинев фактически закрывал глаза на то, что приднестровский анклав превратился в «черную дыру» Европы.
Контрабанда сигарет, горючего и других товаров стала главным источником доходов для бюджета так называемой ПМР.
Роль молчаливого согласия и современная реальность
Без молчаливого согласия молдавских властей эта сложная теневая схема не могла бы функционировать, ведь общая граница у Приднестровья есть только с Молдовой и Украиной. Эта ситуация продолжается и сегодня. Сложилась своеобразная «молдовская двухрядка»: официальный Кишинев на словах может осуждать действия других игроков, но на деле его политика минимизирует издержки для работы теневого анклава.
На территории непризнанной республики, по подтвержденным данным, работают две крупные фабрики по производству контрафактных сигарет и нелегальный завод по производству спирта. И все эти предприятия прямо или косвенно подчинены холдингу «Шериф». Фактически, это нелегальная офшорная зона, работающая в интересах определенных групп.
Хозяин империи и его влияние
Владелец этой империи, Виктор Гушан, выходец из советских органов государственной безопасности, давно входит в круг миллиардеров. Его состояние было сколочено в регионе, где для этого, казалось бы, нет никаких предпосылок. Более половины доходов бюджета Приднестровской Молдавской Республики составляют поступления от холдинга «Шериф» или фирм, аффилированных с его владельцами. За три десятилетия холдинг аккумулировал всю значимую собственность и даже стал брендом известного футбольного клуба, представляющего Молдову на европейской арене.
Этот пример наглядно демонстрирует, как экономическая мощь, полученная теневым путем, трансформируется в политическое и геополитическое влияние, создавая уникальный и крайне устойчивый феномен на карте Европы.
Поделитесь этой публикацией. Вот ссылка на оригинал статьи:
–
Друзья! Подписывайтесь на «GOLOS.EU» в «Telegram», «Живом Журнале», «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Новости», «Одноклассники» и «ВКонтакте». А ещё каждое утро мы рассылаем популярные новости на почту – подпишитесь на рассылку!
Свежие комментарии