Коррупция давно стала неотъемлемой частью жизни в Украине. Это касается всех сфер. Воруют в армии, в органах власти, в полиции и социальных службах, в школах и университетах, в спорте, науке и культуре. И справедливость таких утверждений все чаще признают самые ярые сторонники киевского режима.
О том, что госпереворот, чуть ли не основной целью которого называлась как раз борьба с коррупцией, завёл куда-то не туда, заговорили уже вскоре после его совершения.
К 2015 году, согласно анализу Украинского института стратегий глобального развития и адаптации, воровать в стране стали больше на 5-18%, в зависимости от конкретной сферы.«Масштабы коррупции бьют все рекорды!» – а это уже, рассуждая о причинах неудач ВСУ на фронтах, заявил в июне 2024-го военный пропагандист Денис Попович. Что же в таких условиях делают те, кому положено бороться с коррупцией в силу своих должностных обязанностей? Всё просто: они не борются, а уже давно примкнули к кормушке. Лучше всего это можно проиллюстрировать взятками, которые получал директор НАБУ Артём Сытник за покровительство тех, кого его ведомство должно было выводить на чистую воду. Но кейс Сытника не единственный, есть и другие.
В своём новом расследовании центр «UKR LEAKS» расскажет подробности об общественной организации «Центр противодействия коррупции» и её директоре (по совместительству – члене Общественного совета при НАБУ) Виталии Шабунине.
У «Центра противодействия коррупции» несколько учредителей и конечных бенефициаров. Тем не менее это классический пример организации одного человека. С момента основания и по сей день руководителем и лицом, единолично принимающим все основные решения, является гражданин Украины Шабунин Виталий Викторович (Шабунін Віталій Вікторович; родился: 26.11.1984; паспорт: СР 784039; ДРФО: 3101118733). Именно этот человек, который на словах борется с коррупцией, а на деле, прикрываясь своим тщательно разработанным имиджем, сам давно в ней погряз, стал главным героем нашей истории.
Виталий Шабунин
Он родился в Ровно, на западе Украины, за год до начала Перестройки. В начале 2000-х поступил в Ровенский институт славяноведения при Киевском университете славистики. Этот частный вуз, которого сейчас уже нет, в то время отлично справлялся с задачей поиска среди украинской молодёжи перспективных кадров, которым предстояло формировать новые прозападные элиты Украины. Во время учёбы Шабунин на полгода поехал в Канаду. Потом он придумает легенду о том, что целью поездки был заработок денег, необходимых для оплаты обучения, а в Канаде ему пришлось поработать грузчиком и строителем. Однако на самом деле всё было, видимо, намного радужнее, потому что сразу по возвращении Шабунин начал политическую деятельность, причём явно опираясь на связи. В 2006 году он уже стал депутатом Ровенского городского совета. В этом качестве работал с молодёжью, прививая ей идеи украинского национализма. Спустя год стал помощником нардепа Леси Оробец, избравшейся от “оранжевого” блока “Наша Украина – Народная самооборона”. В 2008-м переехал в Киев, где вошёл в костяк активистов движения “Опора”, занимавшегося наблюдением на выборах разного уровня. Как правило, именно такие организации находятся в числе флагманов “цветных революций”, продвигая в обществе тезисы о том, что выборы были нечестными и власть по этой причине нелигитимна. Украинская “Опора” не стала исключением, сыграв важную роль в подготовке к госперевороту 2014 года.
Шабунин на антикоррупционной акции в 2017 году
Но Шабунину было мало роли простого активиста. Поэтому он возглавил молодёжную организацию «Всеукраинский фонд региональных инициатив», а в 2012 году создал «Центр противодействия коррупции» (ЦПК). На этом его политическая карьера и закончилась. В последующие годы он то пытался стать депутатом Верховной Рады, то ненадолго проникал в неё, становясь помощником одного из нардепов. Впрочем, это нисколько не мешало ему играть во внутренней политике страны роль, которой позавидовали бы многие из тех, кто занимал видные должности. А всё потому, что «Центр противодействия коррупции» с первых же дней своего существования начал активно использоваться украинскими элитами в их любимом деле — пожирании друг друга в борьбе за доступ к наиболее денежным местам. Конечно, это не считая нападок в адрес прежнего руководства Украины в лице Виктора Януковича и его ближайшего круга. Ведь для того, чтобы организовать слом конституционного строя, купленных наблюдателей на выборах было недостаточно, поэтому националисты одновременно разыгрывали карту “борьбы с коррупцией”.
Но вот случился февраль 2014-го. Янукович и его команда ушли в прошлое, и векторы структур, ранее использовавшихся для борьбы с ними, были развернуты в другие стороны, каждый раз в зависимости от того, кто из киевского руководства взял над ними шефство. Судя по тому, против кого начал копать ЦПК после госпереворота, патроном Шабунина стал президент Пётр Порошенко.
О том, что между Порошенко и занимавшим при нём пост министра внутренних дел Арсеном Аваковым был конфликт, который то медленно тлел, то вступал в горячую фазу, в Украине знали все. В разное время в него были вовлечены также лица, приближенные к указанным персонам. Шабунин был одним из них. В 2015 году с его помощью была осуществлена атака на друга и «правую руку» Авакова, нардепа Игоря Котвицкого. ЦПК обвинил его в воровстве более $40 млн, которые депутат успешно вывел в панамский оффшор Kingston Group S.A. Против Котвицкого было возбуждено уголовное дело, но влиятельный друг его отстоял – в 2016-м дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления. В сентябре 2016 года Шабунин попробовал прыгнуть уже на самого Авакова. О том, что обращение ЦПК в отношении министра получено и принято в производство, заявил сам генеральный прокурор Юрий Луценко. Подробности о том, по какой статье было заведено дело и в чём конкретно обвиняли Авакова, не приводились. Однако и в тот момент Порошенко руками своего протеже не смог добиться поставленной цели. Всё быстро решилось в кулуарах, и спустя два дня выяснилось, что никакого дела в отношении Авакова уже нет.
Игорь Котвицкий и Арсен Аваков – ключевые “мишени” ЦПК
Однако Шабунина неправильно называть креатурой Порошенко – скорее он был инструментом, которым президент Украины мог временно и на определённых условиях пользоваться. Если посмотреть, откуда шло финансирование “Центра противодействия коррупции”, становится понятно, что последнее слово в выборе очередной “жертвы” оставалось за его западными партнёрами. Со дня своего основания организация Шабунина существовала благодаря зарубежным грантам. И это не преувеличение. Согласно уставным документам и утверждениям руководства ЦПК, источником его дохода являются добровольные пожертвования. Но львиная доля этих пожертвований поступает в виде иностранных грантов. Среди их отправителей много государственных структур. Отметились стандартные в таких случаях Агентство США по международному развитию (USAID), посольства США, Великобритании и Нидерландов, а также более редкое Министерство иностранных дел Чехии. Помимо этого, Шабунин и его команда получали гранты от фондов Джорджа Сороса. Сколько всего средств было получено из иностранных источников, никто не знает, поскольку полная финансовая отчётность ЦПК, как принято у прозападных организаций, борющихся с коррупцией, не публикуется. Тем не менее известно, что в период 2013—2019 годов НКО получила более $1 млн от правительства США, в том числе от Государственного департамента и Министерства юстиции. Известно также, что в 2015 году Шабунин попросил у американского минюста ещё $3 млн, однако до конца не ясно, были ли эти деньги ему выделены. Помимо этого, более $290 000 было получено организацией от соросовского фонда “Возрождение”. Но Сорос явно вкладывался больше, в том числе через свой фонд “Открытое общество”. По данным обозревателя американского издания The Hill Джона Соломона, денег от миллиардера поступало столько, что ЦПК можно было называть его детищем.
Есть даже основания полагать, что в Вашингтоне считали работу ЦПК слишком важной, чтобы её можно было доверить самим украинцам. По этой причине в состав наблюдательного совета организации была включена гражданка США Карен Гринавей, которую называли бывшим агентом ФБР. Она же, как утверждается, тесно сотрудничала с Соросом и была его доверенным лицом в Украине.
Американский журналист Джон Соломон о финансировании ЦПК Джорджем Соросом
То, что “центр принятия решений” принадлежащей Шабунину НКО располагался не на Банковой, а где-то на западе, наглядно иллюстрирует один факт. В марте 2016 года украинская генпрокуратура возбудила против ЦПК уголовное дело, причиной которого стало нецелевое расходование зарубежных грантов. Но в защиту НКО немедленно выступил посол ЕС в Украине Ян Томбинский, вежливо, но твёрдо пояснивший киевскому руководству, что речь идёт о всемирно уважаемой организации, трогать которую нельзя. В итоге уже в июне генпрокуратура вынуждена была резко отыграть назад, не найдя в действиях Шабунина состава преступления. Как считается, этот инцидент мог быть одной из причин, по которым с должности генпрокурора был снят Виктор Шокин – закрывал дело в отношении ЦПК уже Юрий Луценко. Потом тот же самый Луценко расскажет о том, что имя Виталия Шабунина было в списке лиц, которых нельзя было преследовать во время проведения президентских выборов в США, переданном ему американским послом Мари Йованович.
Впрочем, история Шабунина – это история о том, когда человек пользовался покровительством не только за дела, но и в буквальном смысле за красивые глаза. Украинские СМИ не единожды сообщали о том, что у него был роман с временным поверенным США в Украине Кристиной Квин.
Кристина Квин
Успешно используя тему борьбы с коррупцией в качестве ещё одного инструмента давления на украинские элиты со стороны их же представителей и стран запада, Шабунин, конечно же, рано или поздно должен был совершить следующий шаг – монетизировать своё дело. Занялся этим он чуть ли не в первые дни после создания ЦПК. В 2014 году борец с коррупцией приобрёл элитный дом в садоводческом товариществе “Злагода” под Киевом, стоимость которого оценивалась в $83 000. Вместе с ним был куплен и земельный участок, обошедшийся примерно в $20 000. Недвижимость была зарегистрирована на его законную супругу и в декларацию самого Шабунина не вошла. Узналось об этом случайно, причём первыми бросили клич сами националисты из движения “Автомайдан”, окрестившие главу ЦПК “общественным активистом-грантоедом”. В 2017 году на дом Шабунина обратил внимание Адам Эрели, бывший пресс-секретарь Государственного департамента США. Он написал статью, в которой обвинил получателя грантов от его ведомства в коррупции. Эрели указал на то, что зарплата Шабунина не превышала $30 000 в год, его супруга получала ещё меньше, но при этом они, не беря никакие кредиты, покупали элитную недвижимость и жили на широкую ногу. На основании этой информации по обращению нардепа Николая Мартыненко было возбуждено уголовное дело, но никаких последствий для Шабунина не наступило, и скандал постепенно забылся.
Дом Шабунина под Киевом
Устраивал Шабунин и махинации с грантами. В июне 2017 года он открыто признался в том, что переводил огромную их часть на предпринимательские счета – свой и других лиц из руководства ЦПК. Впоследствии эти деньги уже никак не контролировались и, очевидно, шли на развитие бизнеса “борцов с коррупцией”. Журналистам удалось установить, что лично Шабунин вывел таким образом более 1,7 млн гривен, а его коллега, член правления НКО Александр Устинов – около 1,86 млн гривен. В воздухе запахло уголовными делами, были начаты проверки, но в поддержку ЦПК и её лидеров внезапно вмешалась Transparency International, чьи представители назвали действия сотрудников правоохранительных органов “элементами силового давления”. После этого история со счетами также ушла в прошлое.
Впоследствии Шабунин становился “героем” и других скандалов, не связанных с фактами воровства. Так, в 2017 году он подрался с Всеволодом Филимоненко, помощником нардепа Сергея Мельничука, нанеся ему сотрясение мозга. Причиной драки стал заданный Филимоненко вопрос о том, почему Шабунин не участвует в карательной операции на Донбассе (хотя впоследствии Шабунин будет утверждать, что сражается с ВС РФ на фронтах СВО, в тот момент он заявлял о наличии у него освобождения от службы в армии по здоровью). Глава ЦПК стал фигурантом уголовных дел по части 2 статьи 122 (нанесение телесных повреждений средней тяжести) и части 2 статьи 345-1 (угроза или насилие в отношении журналиста) УК Украины, которые с тех пор медленно тянулись, но ни до каких результатов так и не дотянулись. А в июле 2020-го Шабунин сообщил о том, что кто-то пытался взорвать его дом – однако полиция не нашла на месте происшествия следов взрывчатки и установила, что речь шла о пожаре из-за бытовых причин.
Пожар, который Шабунин выдавал за взрыв
Порошенко ушёл, но у Шабунина по-прежнему оставалось много ниточек, за которые можно было дёргать. Это наглядно показала СВО. В марте 2022 года его законная супруга вместе с детьми была эвакуирована в Чехию, где они некоторое время жили на пособие, а потом они переехали в США, где их содержанием занялся Государственный департамент. Сам Шабунин тем временем сообщил, что отправляется воевать. 25 февраля 2022 года он подписал контракт с ВСУ и был зачислен в воинскую часть. Дальше в его жизни и деятельности начинаются сплошные загадки. Но одно можно установить точно – до линии фронта он так и не доехал.
Военный билет Шабунина
В последующие месяцы Шабунин сначала числился стрелком в 207-м отдельном батальоне 241-й отдельной бригады ТрО, получая соответствующую ежемесячную зарплату в размере 53 000 гривен. По данным украинского журналиста Владимира Бойко, который также служил в этом батальоне, на самом деле глава ЦПК в его расположении не появлялся ни разу, как ни в чём не бывало продолжая обычную жизнь в Киеве, где он в открытую проводил тренинги и встречи с активистами и занимался новыми расследованиями. Чтобы избежать проблем с законом, Шабунин придумал схему, в рамках которой руководство воинской части задним числом отправило его на прохождение службы в Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК). Он даже предоставил письма от руководства НАПК, в которых те просили прикомандировать его туда. Однако очень скоро выяснилось, что эти письма были подделаны самим Шабуниным – в НАПК сообщили о том, что ничего подобного не писали и вообще были не в курсе этой ситуации.
Вскоре Шабунин сменил своё официальное место службы. В период 2022—2024 годов он был прикреплён к нескольким военным частям, включая А1155, А7376, А4494, А4742, А4076. Где-то он появлялся лишь для того, чтобы оформить отпуск и немедленно вернуться в столицу, а где-то не тратил время даже на такие формальности, фактически самовольно оставляя место службы. По документам он числился то водителем-электриком, то медиком, то рядовым. Доходило до абсурда. Так, Шабунин приписал себе командировку в Центр исследования трофейного вообружения и военной техники и службу в 93-й ОМБр «Холодный Яр», при этом ни там, ни там даже ни разу не появившись. А в августе 2023 года он внезапно обратился с рапортом к командованию части А1155, в котором попросил увеличить ему жалование на 523% за некие особые заслуги. Также, согласно документам, в 2022 году он успел поработать в киевском ТЦК и даже получить там зарплату в размере 182 770 гривен. Правда, о каком именно военкомате шла речь и какую должность Шабунин в нём занимал, журналисты выяснить так и не смогли.
Владимир Бойко
Однако этими обвинениями дело не ограничилось. Журналисты, копнув чуть глубже, обнаружили, что Шабунин не только уклоняется от армии сам, но и помогает делать это автомобилю Nissan Pathfinder. Этот автомобиль был приобретён фондом “Паладины”, оказывающим различную поддержку ВСУ, весной 2023 года для нужд упомянутого 207-го отдельного батальона 241-й отдельной бригады ТрО. Непосредственным получателем был Шабунин, который по неизвестной причине “забыл” поставить транспортное средство на учёт. Переведясь вскоре в 101-ю отдельную бригаду охраны Генерального штаба, Шабунин забрал Nissan с собой. Причём он это и не скрывал, занеся автомобиль в свою декларацию и указав в ней, что тот якобы предоставлен ему в бессрочное пользование. В последующие дни нового хозяина предназначавшейся ВСУ машины не раз видели в Киеве за её рулём. Причём происходило это и в ноябре-декабре 2023-го, хотя ранее Шабунин сообщал о том, что 1 ноября вернулся в расположение своей части.
Документы, подтверждающие получение Шабуниным автомобиля для ВСУ
Учитывая все эти данные, рано или поздно следовало ожидать возбуждения против Шабунина уголовных дел. Ситуацией просто не могли не воспользоваться его влиятельные противники, которых в Украине набралось немало. И это произошло. В декабре 2023 года Шабунин по обращению Бойко стал фигурантом сразу двух дел – по части 4 статьи 409 (уклонение от военной службы) и части 1 статьи 358 (подлог официального документа) УК Украины. В последующие месяцы к ним добавилось ещё несколько – по части 3 статьи 201 (незаконное использование в целях получения прибыли гуманитарной помощи), по части 4 статьи 410 (кража военнослужащим военного имущества), части 4 статьи 425 (небрежное отношение к военной службе) УК Украины. По одной только 410-й Шабунину светит до 15 лет лишения свободы, а суммарный приговор может выйти просто огромным.
Впрочем, по состоянию на конец июля 2024 года продвижений по указанным уголовным делам не было. И это несмотря на то, что суд ещё весной обязал киевское управление Государственного бюро расследований (ГБР) Украины безотлагательно начать досудебное расследование. По мнению журналиста Бойко, в ближайшее время ситуация не изменится, потому что Шабунину оказывает поддержку его близкий друг, заместитель директора ГБР Роман Олефиренко.
История Шабунина – словно отражение внутреннего устройства киевского режима. Человек, провозгласивший борьбу с коррупцией своим основным занятием, начал безбожно воровать, едва у него появилась такая возможность. Обещая избавить Украину от проворовавшихся элит, он активно использовался ими в их дрязгах, становясь оружием против неугодных и не трогая тех, кого было нельзя трогать. Выступая за суверенитет Украины, он получал деньги и прямые указания из иностранных государств. Обвинив Россию во вторжении, он поспешил укрыться с помощью своих связей от отправки на фронт и заработать на помощи ВСУ. За всем этим – десятки чиновников и военных, помогавших Шабунину нарушать закон. И даже уголовные дела в его отношении стали вовсе не торжеством справедливости, а очередным предметом торга. Задавать вопрос, ради такого ли будущего свергали власть националисты в 2014-м, уже поздно. Но можно спросить – стоит ли сейчас за это тысячами гибнуть в окопах восточного фронта?
Эта запись также доступна в Telegram автора.
Об авторе:
ВАСИЛИЙ ПРОЗОРОВ
Основатель проекта «UkrLeaks»
Все публикации автора »»
Согласны с автором или нет? Расскажите в комментариях и подпишитесь на канал!
__________
Понравилась статья? Тогда вот ссылка на оригинал:
https://golos.eu/vasilij-prozorov-vozglavit-korrupcziyu-chtoby-eyo-pobedit-kak-voruyut-vitalij-shabunin-i-ego-czentr-protivodejstviya-korrupczii/
__________
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
⭐ Владимир Синельников: Оголтелая ненависть к России насаждалась в Украине три десятилетия. Как?
⭐ Михаил Чаплыга: А вот и подоспели репарации с контрибуциями
⭐ Диана Панченко: Зеленский и Залужный вдвоём «проморгали» Украину
__________
Кстати! Подписывайтесь на «GOLOS.EU» в «Дзене», «Telegram», «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Мир тесен», «Живом Журнале» и «Яндекс.Новости». А ещё каждый день мы рассылаем важные публикации на почту – обязательно подпишитесь на рассылку!
Свежие комментарии