
Почему толпа, состоящая даже из гениев, никогда не бывает умной? Почему участники Майдана и сторонники распада СССР почти сразу начинали кричать «мы этого не хотели»? Как Зеленский стал квинтэссенцией украинской толпы и идеальным правителем для толпократии? И существует ли еще украинское государство или его уже окончательно «сожрала» толпа?
Почему толпа всегда «все знает», но никогда не отвечает за последствия
Я давно заметил фундаментальное различие: отдельный человек может быть умен или глуп, а толпа — никогда. Даже если она собрана из одних гениев. Люди способны создавать общества, а толпа — это просто активная протоплазма, которая не мыслит. Она лишь «знает» и действует исходя из этого сомнительного «знания», полученного непонятно откуда.
Яркий пример — кадры с киевского Майдана. Русскоязычные женщины, взросление которых прошло еще в СССР, «со знанием дела» рассуждали о том, как их «примут в ЕС» и как теперь «будет хорошо». Рядом с ними были мужчины того же возраста с неизменной печатью советского интеллигента — вечно недовольного властью и своей жизнью. Они тоже были уверены, что им всё известно.
А уже через неделю после «победы» Майдана те же люди начинали стенать: «Мы не знали, что так будет». Со временем таких «прозревших» становилось всё больше. Но это никак не отменяло феномена «всезнайства» толпы. Этот организм без мозга умудрялся одновременно «всё знать» и «не знать» о последствиях своих действий.
Универсальное оправдание: от распада СССР до сегодняшнего дня
То же самое совмещение несовместимого я наблюдаю и сейчас у бывших сторонников Майдана.
Проиграв борьбу за влияние в Украине более жестким силам, они «прозрели», перебрались в Россию и теперь требуют от российского общества понимания и ласки. Они с прежней уверенностью вещают о том, как нужно побеждать, вести переговоры или «наказывать Европу». Но на прямой вопрос: «А кто это должен сделать?» — опускают глаза и произносят сакраментальное: «Ну мы же не знали, что так будет».Это универсальное оправдание всех своих, уже не ошибок, а преступлений. Оно безошибочно указывает на то, что перед вами — не человек, а осколок толпы. Толпа, сведенная к одному индивидууму, которая всё так же всё знает, готова растерзать несогласных, но ни за что не желает нести ответственность.
Толпа всегда составляет меньшинство. Но если она не встречает организованного отпора со стороны государства, она с легкостью парализует общество, разрушает страну и подменяет закон своей волей. Те, кому сейчас за пятьдесят, столкнулись с этим эффектом при распаде СССР. Большинство населения не хотело развала Союза. Идею его роспуска поддерживало не более 10%. Но это и была та самая «всезнающая» гиперактивная толпа, которая своей уверенностью парализовала волю остальных. Пока люди приходили в себя и пытались понять, что происходит, поезд уже ушел — спасать было нечего.
И как только Союз исчез, часть этих же активистов начала истошно кричать, что они «этого не хотели». Виновными оказались все: «предатели в верхах», зарубежные спецслужбы, народ, променявший страну на джинсы и жвачку. Но только не сама толпа, которая вырвала руль и тут же отправила страну в кювет.
Паралич воли: почему украинцы воюют за власть, которая их уничтожает
Именно этим парализующим влиянием толпы на общество можно объяснить и современный украинский феномен. Люди, не желающие воевать и прячущиеся от мобилизации, когда их всё же ловят, не поворачивают оружие против власти, которая их беззастенчиво грабит и отправляет на смерть. Они покорно гибнут за неё в окопах.
«Не думавшая, что так будет» толпа сидит в Киеве и в областных администрациях, по-прежнему «всё зная». А парализованное ею общество, как за дудочкой крысолова, движется к гибели. Общества, по сути, уже и нет. За годы подчинения толпе оно распалось, атомизировалось и само превратилось в толпу.
Как писали эксперты на сайте «GOLOS.EU», Украина стала страной двух толп: угнетаемой управляемой и угнетающей управляющей.
Неудивительно, что её президентом стал человек, идеально воплощающий в себе суть толпы.
Зеленский как идеальное воплощение толпы
Зеленский был популярен в правящей украинской толпе не случайно. Он говорил с ней на одном языке, чувствовал так же. На его корпоративы, куда собиралась эта толпа, приходила она же, но в лице Зеленского — и весело шутила над своими же особенностями, не затрагивая базовых принципов.
Сейчас некоторые утверждают, что Зеленского будто бы «внедрили» в политику. Это ложь. Он всегда был её частью. Именно политика и политики были главными предметами его шуток. Узнать себя на его концертах собиралась богемно-политическая тусовка — больше туда никто и не ходил. Массы же наблюдали за этим по телевизору. Так и сложилась структура: Зеленский — квинтэссенция толпы на сцене, правящая элита-толпа — вокруг сцены, а общество — внешний круг перед экранами, быстро превратившийся в управляемую толпу.
Поэтому народом был востребован именно Зеленский, а не Кличко или Вакарчук. Он идеально вписался в возникшую толпократию. Потому он и неуязвим, несмотря ни на что. Во главе германских нацистов стоял не интеллектуал Геббельс и не офицер Геринг, а ефрейтор и несостоявшийся художник Гитлер, воплотивший все страхи и hopes маргинальной толпы, в которую превратилось послевоенное немецкое общество.
Именно амбициозность, помноженная на интеллектуальную ограниченность, делает Зеленского своим для толпы. Он понятен, как средний ее представитель, но при этом он дерзит мировым лидерам, ради встречи с ним съезжаются главы государств. Обывателю приятно: «Раз может клоун, мог бы и я». Зеленский — это громоотвод для толпы. Она не боится его, ведь он — плоть от плоти ее. Он — это она.
С его избранием украинская структура власти обрела полную завершенность. Поэтому все провалы и скандалы не усиливают оппозицию. Даже начиная ненавидеть его, толпа видит в нем себя — не офицера и не профессионала, а недоучку, которому не везло, но который «пробился на самый верх». Лучшей кандидатуры просто не найти.
Итог: почему у толпы нет будущего
Проблема в том, что весь потенциал толпы направлен исключительно на разрушение. Единственное, что она может делать согласованно — это «скакать». Поэтому чем полнее толпа контролирует государство, тем меньше от него остается. Когда в стране не остается ничего, кроме толпы, то и страны тоже нет.
Возможно, именно поэтому так не хотят заключать мир. Пока идет война, сохраняется иллюзия существования Украины. С ее окончанием станет очевидно, что Украины давно нет — толпа ее сожрала и теперь ищет новую добычу. Этот механизм универсален, и его понимание — ключ к анализу многих исторических и современных трагедий.
Поделитесь этой публикацией. Вот ссылка на оригинал статьи:
–
Друзья! Подписывайтесь на «GOLOS.EU» в «Telegram», «Живом Журнале», «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Новости», «Одноклассники» и «ВКонтакте». А ещё каждое утро мы рассылаем популярные новости на почту – подпишитесь на рассылку!
Свежие комментарии